Пенсионеры становятся активными пользователями Рунета

По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям аудитория российского интернета составляет 73,8 миллиона пользователей, из них ежедневно в Сеть выходят 60,8 миллиона человек. Оценки перспектив Рунета разнятся: некоторые специалисты утверждают, что это небольшая цифра, которая не будет увеличиваться, так как пик роста аудитории прошел, другие же видят возможности прироста аудитории за счет регионов и старших возрастных групп. 

Самой большой и активной пользовательской группой интернета в России по-прежнему остается молодежь от 16 до 29 лет (96%). Предпочтения этой группы по выбору медиа-ресурсов очевидны: социальные сети, музыка, фильмы, поиск информации для учебы и работы, а также онлайн-покупки.

Среди старших возрастных групп интернетом пользуются 32 процента 56 - 60-летних россиян, 13 процентов 61 - 72-летних и 6 процентов респондентов старше 72 лет. По предпочтениям люди старшего возраста мало чем отличаются от молодых пользователей. По данным "Центра изучения пенсионной реформы", более 80% опрошенных используют интернет для поиска информации, затем идут общение с близкими и знакомыми, использование госуслуг в электронном виде, чтение новостей, социальные сети, поиск развлекательного контента, покупки и т.д. Среди предпочитаемых каналов коммуникации - электронная почта, IP-телефония, социальные сети, мессенджеры.

Стоит отметить, что, по итогам 2014 года, доля россиян старшего возраста (55+), регулярно пользующихся Рунетом, приросла на 25%. Это обуславливает развитие нишевых сервисов для пенсионеров, таких как "дополнительный заработок в интернете", а также увеличение количества курсов компьютерной грамотности. Так, например, по всей России с 2014 года действует социальный проект "Азбука Интернета", разработанный специалистами ПАО "Ростелеком" и Пенсионного фонда России, а в сентябре 2014 г. в Москве прошел IV Всероссийский чемпионат по компьютерному многоборью среди пенсионеров.

По данным Министерства труда и социальной защиты РФ, только  в течение 2013 г. было открыто 1788 компьютерных классов, которые оснащены 3045 компьютерами. В них прошли обучение навыкам пользования персональным компьютером и интернетом 216 тысяч людей пожилого возраста.

Аудитория старшего возраста активна не только в России. В Евросоюзе 40% граждан в возрасте 65 - 74 лет, регулярно пользуются интернетом. Наиболее "продвинутыми" пенсионерами в ЕС являются датчане. В 2011 г. более 50% датчан в возрасте 65 - 89 лет регулярно выходили в Глобальную сеть. 

По итогам 2015 года  IT-специалисты прогнозируют рост онлайн-аудитории 55+ в таких сегментах как социальные сети, новостные сайты, госуслуги и видеопорталы.